Шевелева А.А. Антиинфляционная политика государства

На сегодняшний день инфляция является одной из самых опасных и глобальных проблем экономик всего мира, социально-экономические последствия которой могут быть катастрофическими для любого государства.

В данной статье будут рассмотрены различные методы борьбы с инфляцией и выявлены наиболее эффективные из них.

В целях предотвращения негативных последствий инфляции и управления ею государство проводит комплекс мер и мероприятий, который именуется как антиинфляционная политика.

Показатели уровня инфляции, подлежащие для решения поставленной государственной задачи по созданию в России благоприятных условий экономического развития, устойчивого повышения благосостояния российских граждан, определены в качестве целевого ориентира в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Такое сложное явление как инфляция нельзя рассматривать с какой-то одной стороны, инфляция представляет собой сложный многофакторный процесс, основными причинами которого является диспропорция, как в сфере воспроизводства, так и в денежной сфере. В связи с этим в мировой практике существуют монетарные и немонетарные инструменты антиинфляционной политики. Их выбор зависит от характера и уровня инфляции, экономического состояния страны, источников и причин инфляции.

Итак, к монетарным инструментам антиинфляционной политики можно отнести:

  • Регулирование ставки рефинансирования;
  • Операции на открытом рынке;
  • Изменение нормы обязательных резервов;
  • Процентные ставки по операциям Банка России.

Регулирование ставки рефинансирования является одним из основных инструментов антиинфляционной политики РФ. Повышение или понижение ставки рефинансирования зависит от стоящих перед нами задач – уменьшения или увеличения денежной массы в обращении. При повышении ставки рефинансирования кредитным организациям становится невыгодно брать займы у ЦБ, кредиты населению и предприятиям становятся дороже, и как следствие происходит мультипликативное уменьшение денежной массы в обращении. При уменьшении ставки рефинансирования происходит обратный процесс – увеличение количества денег в обращении.

В качестве примера, можно рассмотреть динамику изменения ставки рефинансирования в РФ в период с 26.12.11 по 03.04.13 (табл.1).

Таблица 1 – Динамика изменения ставки рефинансирования в период с 26.12.11 по 03.04.13 гг.

Операции на открытом рынке широко используются в мировой практике. Они выступают в качестве инструмента регулирования банковской ликвидности. В практике Банка России операции по покупке/продаже ценных бумаг на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Основным фактором, снижающим потенциал его использования данного инструмента, является относительная узость и низкая ликвидность российского рынка государственных ценных бумаг. Кроме того, в период формирования профицита банковской ликвидности использование данного инструмента ограничено относительно небольшим размером собственного портфеля ценных бумаг Банка России.

Изменение нормы обязательных резервов выступает в качестве еще одного дополнительного инструмента антиинфляционной политики. В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России, являются одним из инструментов денежно-кредитной политики Банка России. Норма обязательных резервов – это установленный процент обязательств, который всякий коммерческий банк обязан держать в резерве в ЦБ РФ. Увеличение или уменьшение нормы обязательных резервов влечет за собой соответственно уменьшение/увеличение денежной массы в обращении и понижение/повышение величины банковского мультипликатора. С 12 февраля 2013 года норма обязательных резервов в РФ равна 4,25%.

Изменение процентных ставок (дисконтная политика) также оказывает влияние на величину денежной массы в обращении. Согласно статье 37 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Таким образом, ЦБ может влиять на изменение рыночных процентных ставок, покупая или продавая краткосрочные и долгосрочные государственные облигации.

К немонетарным инструментам антиинфляционной политики относятся:

  • Сокращение государственных расходов;
  • Ограничение роста заработных плат;
  • Налоговая политика.

Существует множество видов антиинфляционной политики, выбор определенного вида зависит от множества факторов: состояния экономики страны, эффективности применения политики в данной стране, уровня инфляции. Ниже будут рассмотрены основные виды антиинфляционной политики.

В зависимости от целевого назначения выделяют антиинфляционную политику предложения, дезинфляционную политику, активную политика и адаптивную политику.

Антиинфляционная политика предложения – это политика, направленная на увеличение естественного уровня национального продукта с целью сокращения инфляции, основным инструментом которой является сокращение предельной ставки налогообложения в целях стимулирования роста объема выпуска.

Дезинфляционная политика – совокупность регулирующих мероприятий правительства в области государственных финансов и в денежно-кредитной сфере, имеющих целью сдерживание инфляции и оздоровление платежного баланса. Инструменты: блокирование или принудительное снижение цен, изъятие денег, сокращение финансовых средств, выпуск государственных займов.

Активная политика заключается в сдерживании роста денежной массы в условиях высокого профицита счета текущих платежей.

Адаптивная политика – это приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий. Инструменты: увеличение ставки процента на величину уровня инфляции, индексация первоначальной суммы инвестиций.

По характеру и темпам проведения бывают следующие виды антиинфляционной политики: «шоковая терапия», политика «градуирования».

«Шоковая терапия» - резкое сокращение темпа роста денежной массы. Инструменты: девальвация, деноминация, нуллификация.

Политика «градуирования» - постепенное уменьшение темпа роста денежной массы.

В зависимости от выбора приоритетов выделяют политику доходов, фискальная политика, денежно-кредитная политика, дефляционная политика.

Политика доходов – непосредственное или косвенное воздействие на располагаемые доходы населения. Инструменты: воздействие на рост цен и заработной платы, воздействие на величину располагаемого дохода с помощью налога.

Фискальная политика – политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Основной инструмент – расширение (ограничение) совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов.

Денежно-кредитная политика – совокупность мероприятий в области денежного обращения, Инструменты: увеличение учетной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, операции на валютном рынке.

Дефляционная политика – совокупность мер, проводимых государством с целью сдерживания инфляции и оздоровления платежного баланса. Инструменты: повышение налогов, сокращение бюджетных расходов, сокращение денежной эмиссии и кредитных вложений.

Выше были представлены основные классификационные виды антиинфляционной политики.

Хочется отметить, что для создания эффективного механизма антиинфляционной политики необходимо ориентироваться на системный подход, то есть использовать инструменты разных видов антиинфляционной политики. На сегодняшний день инфляция остается неразрешенной проблемой, в связи с чем необходимы дальнейшие исследования этого многофакторного явления.

Инфляция и инфляционная политика.

Инфляция может вызываться разными факторами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса, и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом.

Инфляция - это переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесцениванию.

Инфляция - это денежное явление, но она не ограничивается обесцениванием денег. Она проникает во все сферы экономической жизни и начинает разрушать эти сферы. От нее страдает государство, производство, финансовый рынок, но больше всех страдают люди. Во время инфляции происходит:

ü Обесценивание денег по отношению к золоту;

ü Обесценивание денег по отношению к товару;

ü Обесценивание денег по отношению к иностранной валюте.

Еще одно определение инфляции мы можем прочитать в современных американских учебниках.

Инфляция - это повышение общего уровня цен. Это, конечно, не означает, что повышаются обязательно все цены. Даже в периоды довольно быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие падать. Одно из главных больных мест - это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. В основе этих пропорций лежит разное соотношение между спросом и предложением и различная эластичность.

Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного уровня

5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фискальная политика - это манипулированием государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.



Методы фискальной политики:

Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим этим процессам одновременно. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.

Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.

Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

Повышение нормы процента.

Уменьшение уровня реального объема производства.

Понижение уровня цен.

Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция политика дорогих денег - более высокая процентная ставка возросший спрос на национальную валюту за границей стоимость национальной валюты повышается чистый экспорт сокращается сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

где М - предложение денег,

V - скорость обращения денег в кругообороте доходов;

P - средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

Q - физический объем производимых товаров и услуг.

Монетаристы видят в денежном предложении единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной - в том смысле, что ее колебания невелики, и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Монетаристы полагают, что, хотя изменение предложения денег может вызвать краткосрочные изменения в реальном объеме производства и занятости, поскольку рынок приспосабливается к этому изменению, в длительной перспективе изменение предложения денег воздействует на уровень цен.

Большинство монетаристов не советуют использовать политику дешевых и дорогих денег для смягчения подъемов и спадов экономического цикла. С точки зрения монетаристов, экономическая нестабильность порождается скорее неправильным кредитно-денежным регулированием, чем внутренней неустойчивостью экономики. С точки зрения монетаристов, изменение совокупного спроса влияет преимущественно на уровень цен и оказывает слабое воздействие на реальный ВНП.

Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы. Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

1. Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. В более сложных экономических моделях, нередко предполагается, что ожидания основаны на некоем средневзвешенном значении темпов инфляции за несколько предыдущих лет. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

2. Теория рациональных ожиданий. Основным положением этой теории является идея о том, что рынки товаров и факторов производства высококонкурентными и поэтому ставки заработной платы и цены на товары и факторы производства гибко реагируют на изменения в сфере производства и обмена. Под влиянием новой рыночной ситуации потребители и предприниматели принимают адекватные экономические решения и в результате цены на товары и ресурсы изменяются. Подобная реакция потребителей, предпринимателей и собственников факторов производства сводит на нет результаты стабилизационной политики.

Фискальная политика, ориентированная на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые фискальная политика может вызвать в соотношении уровень цен - реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимулу к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный коридор».

Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое становятся нечувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. В течение инфляционного периода все долгосрочные контракты -- договоры с профсоюзами о заработной плате, соглашения о поставках промышленной продукции, контракты о предоставлении ссуд и т. д. -- должны предусматривать защиту от роста цен. Если это делается просто за счет установления более высоких ставок номинальной заработной платы, цен и процентных ставок, упомянутые контракты будут продолжать действовать в сторону повышения издержек даже после того, как в тех или иных частях экономической системы инфляция замедлилась. Однако если заработная плата, цены и процентные ставки в долгосрочных контрактах связаны с темпом инфляции, их движение будет синхронизировано с изменением общего уровня цен. Следовательно, если индексация распространится повсеместно, вероятно, что темп инфляции быстрее среагирует на замедление роста совокупного спроса и, в свою очередь, также замедлится. Однако если инфляционные процессы вызваны резким нарушением («шоком») предложения, а не избыточным спросом, то индексация может ухудшить, а не улучшить положение вещей. Индексация имеет тенденцию сводить все цены и ставки заработной платы к средней величине, затрудняя корректировку относительных цен.

«Валютный коридор» является способом принудительного ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

На основе различных теорий возникли два основных вари-анта антиинфляционных стабилизационных программ -- ортодоксальная и гетеродоксальная (осуществляются и смешанные программы). Ортодоксальная исходит из признания господствующей роли в развитии инфляции денежных факторов; гетеродоксальная -- факторов неденежного характера инфляции издержек.

Ортодоксальная программа предусматривает максимально возможное включение рыночных регуляторов (свободные цены при возможном ограничении роста заработной платы и поддержании стабильного курса национальной денежной единицы, либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынке), свертывание хозяйственной активности государства (необходимо лишь стремиться к сбалансированию бюджета и поддержанию темпов прироста денежной массы в обращении в соответствии с реальными возможностями увеличения производства). Иначе говоря, она имеет монетаристский характер.

Гетеродоксальная программа предусматривает более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание или сдерживание роста цен и заработной платы (политику доходов) с целью предотвращения высокой инфляции, участие в создании рыночной инфраструктуры, налоговое стимулирование производства, поддержку жизненно важных отраслей и производств, регулирование внешней торговли и валютных операций. Таким образом, она включает меры, рекомендуемые немонетаристскими теориями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

Тема: «Антиинфляционная политика государства: инструменты, виды, эффективность»

Выполнила студентка

Ли Анастасия Юрьевна

Научный руководитель

Кульмухаметова Фарида Минахматовна

Москва 2015

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

Хотелось бы сказать, что инфляция является очень сложным социально-экономическим явлением. Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась в одно время с появлением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Ранее инфляция возникала, как правило, в чрезвычайных обстоятельствах, (например, во время войны государство выпускало большое количество бумажных денег для финансирования своих военных расходов), в последние два-три десятилетия во многих странах она стала хронической.

Понятие «инфляция» неотделимо от понятия «деньги». В современном рыночном хозяйстве наша жизнь в еще большей степени зависит от денег, чем в древности, средневековье или в период капитализма и свободной конкуренции. Именно деньги противопоставлены миру товаров и услуг, а соответствие между денежными и товарными мирами является одной из характеристик благополучия общества - состояние динамического макроэкономического равновесия. Как и сами деньги, процесс их обесценивания известен человечеству с незапамятных времен. В экономической истории первые признаки инфляции были замечены еще во времена Александра Македонского.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на оптимальном уровне свидетельствует об эффективности экономической политике, в том числе денежно-кредитной, об устойчивости всей экономической системы.

Представители разных экономических школ по-разному объясняют сущность и происхождение инфляции. Поверхностное представление о причинах инфляции ведет к неправильным методам борьбы с этим явлением.

Всем вышесказанным обусловлена актуальность данной темы, особенно на данный период времени, когда годовая инфляция достигает 17%.

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные виды, инструменты борьбы с инфляцией и эффективность.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность антиинфляционной политики

2. Рассмотреть инструменты борьбы с инфляцией

3. Рассмотреть эффективность антиинфляционной политики в России

Объектом данной работы является антиинфляционная политика как фактор, регулирующий равновесие экономики.

Предметом исследования являются инфляционные процессы.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы

Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты; статистические справочники проблемные статьи в федеральных средствах массовой информации, электронные ресурсы удаленного доступа.

Глава 1. Теоретические понятия антиинфляционной политики, ее причины и инструменты

1.1 Антиинфляционная политика, ее причины и цели

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательской способности денег.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов. Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешенно.

Важно отметить, что основным способом борьбы с инфляцией должна быть борьба с ее основополагающими причинами:

· Дефицитность государственных бюджетов и чрезмерная эмиссия бумажных денег.

· Милитаризация экономики и рост военных расходов государства.

· Монополизация рынков и монополистическое ценообразование.

· Низкий уровень развития и неэффективная структура национальной экономики.

· Чрезмерная кредитная экспансия.

· Рост цен на экспортируемые и импортируемые товары.

· Активность торгового и платежного баланса и приток иностранной валюты, обмениваемой на национальную.

· Валютные кризисы и девальвация валют.

· Чрезмерное налогообложение.

· Высокие инфляционные ожидания.

Целями антиинфляционной политики должны в первую очередь быть:

сокращение инфляционного потенциала

предсказуемость динамики инфляции.

снижение темпов инфляции

стабилизация цен

Стратегическая цель антиинфляционной политики -- привести темпы роста денежной массы в соответствие с темпами роста товарной массы (или реального ВВП) в краткосрочном плане, а объем и структуру совокупного предложения с объемом и структурой совокупного спроса в долгосрочном плане. Для решения этих задач должен осуществляться комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней два общих подхода.

В рамках первого предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усиливать инфляцию. Если сокращение бюджетного дефицита будет осуществляться путем сокращения государственных расходов, то издержки такой политики лягут на сферу, финансируемую за счет бюджета (предприятия, имеющие доступ к дешевым кредитам и дотациям, бюджетники, социальная сфера). Если она будет осуществляться за счет роста налогов на прибыль и экспортных тарифов, издержки в основном понесут предприниматели и работники негосударственных предприятий.

1.2 Инструменты антиинфляционной политики

Учетная ставка - это ставка, по которой коммерческие банки могут заимствовать денежные средства у центрального банка. Если центральный банк повышает учетную ставку, то объем заимствований уменьшается. В результате произойдет сокращение денежной массы в стране, так как уменьшатся операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. При этом получая более дорогие заимствования, сами коммерческие банки будут повышать свои ставки по кредитам, что приведет к уменьшению спроса. Процесс идет в обратном направлении, если снизить учетную ставку.

· Норма обязательного резервирования. Обязательные резервы - это та часть суммы депозитов, которую коммерческие банки обязаны хранить в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Чем норма выше, тем меньше кредитов могут предоставлять коммерческие банки, и это ограничивает количество находящихся в обращении денег. Снижение нормы резервов действует в обратном направлении.

· Таргетирование инфляции - установление целевых показателей. Получило в последние 5-6 лет большое распространение как метод регулирования национального финансового рынка: в настоящее время таргетирование инфляции применяют около 21 стран (8 развитых и 13 развивающихся). Таргетирование инфляции предусматривает непосредственное следование целевым показателям инфляции. ЦБ обязан следовать одному цифровому показателю инфляции или его установленному диапазону. Таргетирование способствует укреплению доверия к данному финансовому рынку, так как показывает, что низкий уровень инфляции - главная цель политики регулирования финансового рынка в данной стране. Однако таргетирование инфляции не может быть эффективным в странах, которые не обладают устойчивостью финансового рынка.

Денежную эмиссию Центральный банк осуществляет через приобретение каких-либо уже функционирующих в экономике активов. В связи с этим можно выделить три наиболее распространенные канала эмиссии денег:

· Валютный канал эмиссии. Увеличение денежной массы через пополнение валютных резервов государства действует как инфляционный фактор. Данный канал эмиссии наиболее эффективен в условиях экономического роста, обеспечивающего автоматическое увеличение спроса на деньги.

· Фондовый канал эмиссии. Этот канал активно используется в некоторых странах, например, в Японии и Германии. Правительство выпускает и размещает облигации займа в целях аккумулирования средств для финансирования бюджетов развития, потом они превращаются в активы ЦБ, который обменивает их на деньги.

· Кредитный канал эмиссии. ЦБ РФ непосредственно кредитует коммерческие банки или гибко управляет их ликвидностью. Данный канал эмиссии опасен тем, что исключает реальную оценку финансируемых проектов, который осуществляется через механизм фондового рынка.

Монетарные методы воздействия на инфляцию могут быть действенными только в условиях сбалансированной экономики, когда изменение денежного предложения затрагивает по цепочке производственных связей весь хозяйственный комплекс. В этих случаях возникновение несоответствия между денежной и товарной массами, расширение спроса в результате искусственного увеличения объема денежного предложения вызываются просчетами в денежно-кредитной политике, наличием бюджетного дефицита, нарушениями платежного баланса. Преодолеть такие несоответствия («перегрев» экономики») можно, главным образом монетарными методами, воздействующими на экономику в целом в основном путем сжатия денежного предложения.

Политика цен и доходов выступает в качестве замены чисто монетарным методам борьбы с инфляцией. Ее суть состоит в том, что правительство замораживает цены и номинальные доходы, либо ограничивает рост денежной зарплаты ростом средней (по стране) производительности труда, а рост цен - ростом расходов на оплату труда. Сторонники такой политики считают, что контроль за ценами и доходами делает несбыточными все инфляционными ожидания (и рабочих, и предпринимателей) и таким образом уничтожает инфляционную инерцию, подрывая при этом способность монополий повышать цены, а профсоюзов - зарплату. Одновременно нужно сохранять жесткость денежной и кредитной политики, а также не допускать роста бюджетного дефицита. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфляции до регулируемого уровня. Оппоненты «политики цен и доходов» считают, что такая политика не только не снижает инфляционных ожиданий, но, наоборот, провоцирует их рост. И предприниматели, и профсоюзы ждут отмены контроля, а в это время их аппетиты в отношении роста цен и доходов увеличиваются. Кумулятивный эффект отложенных инфляционных ожиданий может привести к резкому всплеску инфляции после отмены контроля. А накопленные за время контроля отклонения замороженных цен от их рыночного уровня делают такой исход более чем вероятным. Поэтому «политика цен и доходов» может оказаться успешной лишь при ее продлении на неограниченно долгий срок, что означает подавление рынка и перевод открытой инфляции в подавленную. Такая политика использовалась для борьбы с инфляцией в ряде развивающихся странах в 80-е годы. В Аргентине, Бразилии, Перу она не дала положительного эффекта, тогда как в Мексике и Израиле она оказалась успешной. В Боливии успех в борьбе с инфляцией был достигнут чисто монетарными методами, без введения какого-либо контроля за уровнем цен и доходов. Поэтому целесообразность использования «политики цен и доходов» даже в качестве дополнения к традиционным антиинфляционным методам сомнительна, во всяком случае при высоком уровне инфляции.

Когда в стране инфляция достигает таких размеров, что грозит перерасти в гиперинфляцию, выбор правительства имеется только в отношении того как сокращать темп роста денежной массы: резко («шоковая терапия») или постепенно (градуировано). В зависимости от социально-экономической обстановки в стране эта проблема решается разными путями. Достоинством шоковой терапии считают то, что при ее последовательном проведении у экономических субъектов возникает доверие относительно намерений правительства и их инфляционные ожидания снижаются, следовательно, инфляция пойдет на убыль. Издержками шоковой терапии является резкое сокращение объема производства и занятости. Среди республик бывшего СССР удачными примерами шоковой терапии можно считать антиинфляционную политику, проводимую с середины 1992 г. в Эстонии, Латвии. Введя собственную валюту, эти страны защитили себя от влияния инфляционных процессов в странах рублевой зоны. Одновременно была осуществлена либерализация цен, ликвидировано большинство субсидий и дотаций, бюджетный дефицит был сведен к минимуму (1-1,5%).

Одним из вариантов шоковой терапии является проведение предваряющей либерализацию цен (или совмещение с ней) денежной реформы конфискационного типа с последующим проведением жесткой монетарной политики. Реформы такого типа предполагают проведение обмена старых денег на новые в определенном соотношении без изменения номинального уровня доходов и цен. При этом на суммы подлежащих обмену старых денег нередко накладываются определенные ограничения, иногда дифференцированные для различных экономических субъектов.

Глава 2. Антиинфляционная политика России, ее развитие и эффективность

2.1 Антиинфляционная политика России, ее основные акценты

В настоящее время проблема инфляции в России является особенно актуальной. Инфляция неожиданно для ЦБ вырвалась из-под контроля в августе-сентябре 2014: во-первых, из-за российских контрсанкций (ограничения на импорт из стран, которые ввели санкции против России) и, во-вторых, из-за ускоренной девальвации рубля. Пик инфляции прогнозировался на I квартал 2015, и она станет двузначной (свыше 10% годовых). Глава Минфина Антон Силуанов прогнозирует инфляцию в 11 процентов по итогам 2015 года. Слова министра по этому поводу приводит официальный микроблог ведомства в twitter: "Мы ожидаем инфляцию по итогам года около 11 процентов. Данные последней недели говорят, что этот показатель имеет тенденцию к снижению", - сказал Силуанов.

Ранее глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев отмечал, что инфляция по итогам 2015 года может оказаться ниже официального прогноза в 11,9 процента. Между тем, по последним данным Росстата, с начала мая этот показатель вырос на 0,2 процента. С начала года - на 8,2 процента.

Центробанк воздействует на цену денег с помощью ключевой ставки (по этой ставке финансовый регулятор предоставляет кредиты банкам). Такой элемент денежно-кредитной политики как повышение ключевой ставки влечёт за собой рост стоимости денег и снижение экономической активности, тормозится инфляция. В свою очередь понижение ключевой ставки стимулирует рост, но способно и повысить инфляцию. Во время ажиотажа на валютном рынке Центробанк резко повысил ключевую ставку до 17% и со временем её понижает (на текущий момент до 14%), ориентируясь на инфляционные ожидания. Высокая ставка привела к удорожанию кредитов, для компаний они стали в некоторых случаях неподъёмными и невыгодными, это привело, с одной стороны, к замедлению роста цен, а с другой - к повышению привлекательности вкладов (ставки по ним тоже выросли).

Ключевая ставка

В дальнейшем при своих действиях по борьбе с инфляцией соответствующие ведомства делают прогнозы по её динамике и разрабатывают по ним сценарии действия. Такие сценарии, конечно, могут корректироваться со временем в зависимости от текущей ситуации.

Некоторая стабилизация курса рубля и цен на нефть косвенно указывают на то, что не стоит дальше ждать серьёзных причин для усиления темпа инфляции.

Совершенствование налоговой системы должно занимать особую ступень в антиинфляционной политике:

· сокращению количества взимаемых налогов;

· отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках;

· пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен, отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;

· изменению методики налогообложения;

· ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;

· регулированию распределительных отношений между бюджетами Федерации и бюджетами регионов.

Государственный долг к ВВП

Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Экономика страны нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Этому может также способствовать восстановление доверия к банкам и правительству.

Предстоит нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики (сейчас доллар, по существу, служит параллельной валютой).

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта. Речь идет о переходе с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов год.

Центральный банк Российской Федерации является главным органом в проведении антиинфляционной политики, он же осуществляет денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное и стабильное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы приводят к ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег позволяет уменьшить темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие Банка России на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами.

2.2 Эффективность Российской антиинфляционной политики

Развитые страны проводят глубокие исследования в области организации денежных отношений, что позволяет им выработать достаточно эффективный механизм воздействия денежно-кредитной политики над процессами в реальной экономике.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям, инфляция бывает, весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства. Рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средствами производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.

В развивающихся странах наблюдается более активное участие государства в регулировании денежных отношений. Несмотря на признание России страной с рыночной экономикой, по сути, она продолжает оставаться типичным примером экономической системы с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Россия характеризуется устойчивой, достаточно высокой инфляцией, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует о наличии постоянно действующих факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управления этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Борьба с инфляцией в России проводится неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство страны финансирует несколько высоко затратных проектов. Антиинфляционная политика России слабо разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию. Правительство считает, что инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5-6 процентов, но этого будет сложно добиться.

Тем не менее, Российская практика антиинфляционной политики не стоит на месте, что подтверждается снижением уровня инфляции из года в год. Во времена 90-х г. 20 века (в период проведения «шоковой терапии») действовала сильнейшая инфляция, которая достигала роста уровня цен в 20 раз и более, что привело к серьезным последствиям для российской национальной экономики.

На тот момент истории правительству удалось на время обуздать высокий уровень инфляции, но кризис 1998 г. вновь привел к росту цен и свел на «нет» все усилия правительства. Во времена начала 2000-х г. уровень инфляции удалось удержать под контролем и довести до уровня 10 % в год

Экономический кризис 2008 г. вновь поднял уровень инфляции (более 10 % в год), но уже в 2010 г. правительству удалось снизить его до уровня ползучей инфляции в 7-9 %. Тем не менее, сегодняшний уровень инфляции также является намного выше уровня инфляции в развитых странах, что заставляет правительство России вести более обдуманную политику по отношению к уровню инфляции в стране.

Разбалансированность переходной экономической системы, структурные проблемы в экономике, высокая распространенность фирм-монополии,ослабление отечественной валюты, все это является причинами роста темпов инфляции.

В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.

1-ый вариант предполагает максимальное использование рыночных регуляторов:

· введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;

· поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

· либерализация деятельности предприятий;

· постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства (ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);

2-ой вариант состоит в более активном вмешательстве государства в экономические процессы:

· регулирование внешней торговли и валютных операций;

· стимулирование предпринимательства;

· стимулирование накоплений населения;

· развитие инфраструктуры рынка;

· поддержка жизненно важных отраслей и производств;

· замораживание роста цен и зарплаты;

Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

· необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы;

· целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и краткосрочных (тактических) мер.

Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, чётко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вклады) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

По мнению ряда экономистов, не столько страшна даже сама инфляция, сколько отсутствие реального прогноза по ней. Когда инфляция становится непрогнозируемой - это пугает инвесторов. Они должны знать ее уровень хотя бы на 2-3 года вперед. Лучше предсказать высокую инфляцию и уложиться в прогноз, чем заявить о низком уровне и не уложится в собственный прогноз.

Режим сдерживания инфляции за счет ставки рефинансирования подверг критике нобелевский лауреат Джозеф Стиглиц еще в 2008 году. Таргетирование инфляции - это, может быть, и неплохо, но не нужно превращать его в самоцель, предупреждает директор Института стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев.

Для перехода к новой политике ЦБ выбрал слишком сложный период, считает главный аналитик UFS IC Алексей Козлов. Инфляция имеет множественную природу и в настоящий момент она носит по большей части немонетарный характер, что ослабляет способность регулятора воздействовать на изменение потребительских цен.

К тому же далеко не всегда изменение цен обусловлено лишь монетарными факторами, подконтрольными денежному регулятору. В частности, ускорение роста потребительских цен в России сейчас во многом связано с девальвацией рубля и удорожанием импортных товаров, замечает ведущего эксперта Центра структурных исследований Института Гайдара Михаил Хромов. А победить инфляцию лишь используя инструменты монетарной политики невозможно. Повышение ставки (рефинансирования) не приведет к снижению инфляции. Для борьбы с ней эффективней развивать конкуренцию, создавать компании - тем самым подстегивая экономику.

Заключение

Некоторые экономисты считают, что невысокий уровень инфляции оживляет экономическую конъюнктуру. Однако следует помнить, что пагубность даже небольшого уровня инфляции заключается в искажении ценового сигнала. Экономические решения, учитывающие искаженную ценовую информацию, пусть даже они принимаются по всем правилам рациональности, становятся все менее и менее эффективными. Цены, учитывающие искаженную информацию, углубляют диспропорции в экономике и, при прочих равных условиях, темпы инфляции могут перейти на более высокий уровень. Высокая инфляция, которая впоследствии перерастает в гиперинфляцию, оборачивается бедствием для всей экономики. В долгосрочном периоде страдают все экономические агенты - домашние хозяйства, бизнес, государственный бюджет. Какую политику вести против инфляции? Полностью избавиться от инфляции нельзя, нужно снизить ее темпы до минимально возможного и предсказуемого уровня. Нужно обращать внимание на характер инфляции, именно от него зависят методы борьбы с ней, т. е. от причин ее возникновения и от темпов роста цен.

Также нужна профилактика инфляции. В еще более долгосрочном плане в условиях полной занятости нужно стимулировать расширение потенциального ВНП с помощью структурной и научно-технической политики. Причем, отдавать предпочтение здесь надо не бюджетному финансированию, а созданию экономических стимулов для повышения производительности труда, внедрения новых технологий и создания новых производств, преобразования старых отраслей на новой технической базе.

Главный принцип борьбы с инфляцией - это уничтожение ее источников. Временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование - это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Неподвижность производства, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, неравномерное развитие экономической системы - это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. антиинфляционный россия рубль курс

Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне.

Список литературы

Государственный комитет по статистике. Постановление от 29 июня 1995 г. № 79 “Об утверждении “Положения о порядке наблюдения за изменение цен и тарифов на товары и услуги, определение индекса потребительских цен”.

2. Россия в цифрах. Статистический сборник.-2011 г.

3. Андрианов В. «Инфляция и методы и ее регулирования»// Маркетинг-2012- № 3-С.3-13

4. Красавина Л. Н. «Снижение темпа инфляции в стратегии инновационного развития России»// Деньги и кредит-2010-» № 9-С.12-20.

5. Малкина М. Ю. «Анализ инфляционных процессов и внутренних дисбалансов российской экономики»// Экономический анализ: теория и практика»-2006-№ 5, С.14-25.

6. Пашковский В. С. «Особенности инфляционных процессов в России»// Деньги и кредит.-2011-№ 10-С.49-54.

7. Реботенко С.О. «Таргетирование инфляции как новый инструмент регулирования финансового рынка»// Финансы.Деньги.Инвестиции-2013-№2-С.15-22.

8. Улюкаев А.В. «Денежно-кредитная политика Банка России: актуальные аспекты»//Деньги и кредит -2012 г-№ 5-С.3-8.

9. Видяпин В.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория./Учебник- М: 2010.

10. Курс экономической теории: Учебник/ Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. -Киров: «АСА», 2012.

11. Экономика: Учебник/Под ред. Булатова А.С.- 2-е изд., перераб. и доп.- М: БЕК,2012.

12. Любимов Л., Липсиц И. "Основы экономики": Учебник. - Москва "Просвещение",2011 г.

13. "Деньги, кредит, банки": Справочное пособие/ Под редакцией Г.И. Кравцовой.-М: ЮристЪ, 2013г.

14. Сидорович А.В. «Курс экономической теории»:Учебник.-М:ЮристЪ,2010.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Основные причины и виды инфляции, антиинфляционная политика государства. Цели антиинфляционной политики. Бюджетная политика государства. Кредитно-денежная политика государства. Инструменты борьбы с инфляцией. Особенности инфляционных процессов в России.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2010

    Инфляция: понятие, причины и показатели. Концепции и модели инфляции. Последствия инфляции и необходимая антиинфляционная политика. Основные проблемы проведения антиинфляционной политики в России, ее анализ и оценка. Последствия антиинфляционной политики.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2016

    Сущность, причины и виды инфляции, ее социально-экономические последствия. Основные черты антиинфляционной государственной политики государства, причины инфляции в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2010

    Сущность, причины и типы инфляции. Измерение и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Сущность и инструменты антиинфляционной политики. Программа борьбы с инфляцией в Украине.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2002

    Понятие инфляции и антиинфляционной политики. Причины, основные виды и последствия инфляции. Современное состояние уровня инфляции в России. Анализ использования инструментов денежно-кредитной политики Банком России для стабилизации уровня инфляции.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Сущность, причины и виды инфляции. Методы измерения инфляции. Антиинфляционная политика в Российской Федерации. Основные меры по борьбе с инфляцией. Методы фискальной политики. Виды антиинфляционной политики. Изменение курса рубля к доллару и евро.

    контрольная работа , добавлен 02.10.2014

    Инфляция. Причины инфляции. Инфляция спроса и издержек. Виды инфляции. Антиинфляционная политика. Фискальная политика. Кредитно-денежная политика. Гипотеза естественного уровня. Антиинфляционная политика в некоторых странах мира.

    курсовая работа , добавлен 01.03.2007

    Инфляция как социально-экономическое явление. Понятие инфляции, ее виды и измерение. Причины и формы проявления инфляции. Социальные и экономические последствия инфляции в Российской Федерации. Антиинфляционная политика в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2008

    Роль государства в поддержании макроэкономического равновесия. Социально-экономические последствия инфляции. Определение индексов инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка РФ.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2009

    Сущность, виды и причины инфляции. Способы измерения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика. Особенности Российской инфляции на современном этапе, ее причины. Антиинфляционная политика в России.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства проводить особого рода политику в этой области. Для нахождения оптимального варианта борьбы с инфляцией необходимо разрешить дилемму: либо ликвидировать инфляцию, либо адаптироваться к ней. В различных странах находится собственное решение, обусловленное целым комплексом специфических обстоятельств, например, в США и Англии ставится задача борьбы с инфляцией на государственном уровне. В других странах чаще прибегают к проведению программ адаптационного характера.

Существует несколько способов стабилизации денежного обращения посредством денежных реформ:

    нуллификация - объявление об аннулировании значительно обесцененных денежных единиц и введении новых;

    реставрация - восстановление бывшего ранее золотого содержания денежной единицы;

    девальвация - снижение золотого содержания денежной единицы, а после второй мировой войны официального валютного курса к доллару США;

    деноминация - метод “зачеркивания нулей”, то есть укрупнение масштаба цен.

По методам проведения все реформы делятся на три типа:

обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения массы бумажных денег;

временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

сочетание обоих методов.

Как показывает мировой опыт, в том числе и российский, что денежные реформы обеспечивают только кратковременный эффект.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить два подхода в ее реализации.

Монетарные рычаги

Немонетарные рычали

    контроль за денежной эмиссией

    осуществление текущего контроля за состоянием денежной массы путем операций на открытом рынке и резервной политики

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета

    пресечение обращения денежных суррогатов

    проведение денежной реформы конфискационного типа

    уменьшение госрасходов

    увеличение налогов

    сокращение дефицита госбюджета

    переход к жесткой кредитно-денежной политике

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования

    сдерживание роста факторных доходов и цен

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных инструментов

    стимулирование производства в рамках «экономики предприятия»

Антиинфляционная политика подразделяется на активную и адап­тивную политику.

Активная политика направлена на ликвидацию причин, вызвав­ших инфляцию.

Адаптивная политика представляет собой приспособление к ус­ловиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.

Инфляция и безработица представляют две основные проблемы, стоящие перед любым правительством. Решение этих проблем нахо­дится в тесной зависимости.

Основные рычаги управления инфляционными процессами нахо­дятся в руках у государства, так как именно государство ответствен­но за денежное предложение и, соответственно, величину денежной массы.

Однако сокращение находящихся в обращении денег создает лишь условия для прекращения инфляции (за исключением тех редких случаев, когда инфляция имеет чисто монетарную природу, например, явилась следствием непреднамеренных ошибок политики Центрально­го Банка). История знает немало примеров, когда новые «хорошие деньги начинали опять быстро обесцениваться. Поэтому для эффек­тивности борьбы с инфляцией необходимо устранение причин, ее по­родивших, что требует изменения кредитно-денежной и фискальной политики и ряда других мер.

Активная политика.

Монетарные рычаги:

Правительство имеет в своем распоряжении целый набор прямых монетарных рычагов , способствующих прекращению и сдерживанию инфляции.

К ним среди прочих следует отнести:

    контроль за денежной эмиссией;

    недопущение эмиссионного финансирования госбюджета;

    осуществление текущего контроля денежной массы путем осуществления операций на открытом рынке;

    пресечение обращения денежных суррогатов;

    наконец, проведение денежной реформы конфискационного типа.

Эффективность первых четырех перечисленных методов может быть обеспечена лишь в целях сдерживания или предотвращения инфляции. В условиях же гиперинфляции единственным выходом является денежная реформа .

Конфискационные денежные реформы проводились во многих странах, например, в половине стран Европы, включая СССР после Второй мировой войны. Проиллюстрируем ее действие на примере Германии после Первой мировой войны. К 1922 г. инфляция в Гер­мании достигла пика: 40-кратный рост цен, дефицит бюджета, покрываемый денежной эмиссией, составлял почти.40% расходов, произошло снижение обменного курса марки в 50 раз. В 1923 г. процесс разрушения экономики только усилился.

В ноябре 1923 г. началась денежная реформа конфискационного типа, 1 новая марка обменивалась на 1 трлн старых, при ограничении суммы обмена. При этом правительство перешло к жесткой кредитно-денежной политике и сокращению дефицита госбюджета за счет уменьшения расходов и увеличения налогов. В результате произошла стабилизация экономики, и к 1927 г. промышленное производство удвоилось по сравнению с 1923 г.

Вышеприведенный пример дает еще одно подтверждение тезису о том, что борьба с инфляцией может быть успешной только в том случае, если направлена на устранение не только проявлений инфляции (денежная реформа уничтожила угрожающе избыточную денежную массу), но причин, ее порождающих и поддерживающих.

В соответствии с рассмотренными выше механизмами инфляции, антиинфляционные меры классифицируются в зависимости от того, на борьбу с каким видом инфляции они направлены.

Меры, направленные против инфляции спроса:

    уменьшение госрасходов;

    увеличение налогов;

    сокращение дефицита госбюджета;

    переход к жесткой кредитно-денежной политике;

    стабилизация валютного курса путем его фиксирования.

Меры, направленные против инфляции спроса, в конечном итоге сводятся к сдерживанию совокупного спроса. К ним, в первую очередь, следует отнести уменьшение госрасходов и увеличение налогов, сокращение дефицита госбюджета, переход к жесткой кредитно-денежной политике.

Данные изменения экономика, имеющая высокий уровень инфляции, переживает весьма болезненно: сокращение совокупного спроса сопровождается спадом и ростом безработицы. Однако стабилизация экономики создает хорошие предпосылки для эффективного развития.

Инфляция со стороны спроса - основная причина почти всех исторических примеров высокой инфляции. И история дает нам примеры как молниеносных, «шоковых» мер антиинфляционной политики, так и постепенного угасания инфляции. Невозможно однозначно сказать, какая политика лучше - все определяется конкретными условиями и возможностями. Тем не менее можно утверждать следующее.

К преимуществам молниеносной политики, если она проводится в условиях высокого общественного доверия к правительству, относится резкое снижение не только собственно инфляции, но и инфляционных ожиданий, что создает условия для устойчивого безинфляционного развития. Подтверждение этому - - выше приведенный пример Германии 1922 г., пример той же Германии 1948 г., Польши 1990 г., Латвии и Эстонии 1992 г. и т. д. К недостаткам относится Достаточно резкий спад производства и рост безработицы, а также рост социальной напряженности в результате ухудшения экономического положения.

К преимуществам постепенной политики относится в первую очередь сохранение относительной социальной стабильности: медленный рост безработицы дает надежду на успешное проведение программ переквалификации, незначительный спад оставляет надежду программам структурной перестройки и перепрофилирования производств. Часто эти надежды оказываются иллюзиями, но многие социальные группы заинтересованы в их реализации. К недостаткам следует отнести, во-первых, неопределенность экономической политики. Во-вторых, такая политика сохраняет достаточно сильные инфляционные ожидания.

Еще одной из действенных мер в рамках сокращения спроса явля­ется стабилизация валютного курса путем его фиксирования. Данная мера не однозначна и несет в себе много отрицательных моментов (например, возникновение теневого валютного рынка). Однако нельзя игнорировать многие положительные последствия указанной меры, особенно для экономики, во многом зависящей от внешней торговли. Например, Чили в 1979 г. установило трехлетний мораторий на изме­нение курса национальной валюты. Правительства ФРГ и Японии после проведения послевоенных реформ молниеносного типа установили достаточно жесткое государственное регулирование внешнеэкономической и валютной сфер на длительный период, так, марка ФРГ стала полностью конвертируемой только в 1965, а иена - вообще в 1970-е г.

Данная мера является средством борьбы не только с инфляцией спроса, но и с инфляцией издержек в случае, если экономика в значительной степени зависит от импорта. Следует отметить, что меры борьбы с инфляцией издержек достаточно многообразны.

Меры, направленные против инфляции издержек:

    сдерживание роста факторных доходов и цен;

    борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов;

    стимулирование производства в рамках «экономики предложения».

Политика, направленная против роста факторных доходов и од­новременно роста цен, - так называемая политика сдерживания цен и доходов, может быть реализована различными средствами: замора­живанием цен и зарплаты и косвенным ограничением их роста.

Косвенное ограничение предусматривает либо установление тройственного соглашения «государство -предприниматели -профсоюзы», либо введение дополнительных налогов на рост доходов и цен. Однако история изобилует многочисленными провалами таких попыток. Например, в Бразилии в 1992 г. «тройственное» соглашение продержалось лишь несколько месяцев; в России ни введение прогрессивного налогообложения предприятий (еще правительством Рыжкова- Павлова), ни введение 4, затем 6 минимумов заработной платы не дали ощутимого эффекта.

Важное место в преодолении инфляции издержек занимает борьба с монополизмом в экономике и развитие рыночных институтов. В современной России это имеет особое значение. Так, в объеме совокупной реализации продукции двухсот крупнейших предприятий России по состоянию на сентябрь 1996 г. на долю сырьевого сектора приходилось 83,5 %. При этом степень концентрации производства более чем в 7 раз выше, чем в США (на 10% крупнейших предприятий приходится 75 % всей реализации).

Наконец, следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокуп­ного предложения, то есть увеличению уровня естественного выпуска.

К основным элементам политики экономики предложения следует отнести:

    снижение налогов (для бизнеса и подоходного). Снижение налогов на бизнес создаст дополнительные стимулы для активизации предпринимательства;

    развитие конкуренции в инфраструктурном секторе;

    усиление трудовых мотиваций населения путем изменения социальной политики;

    денежную эмиссию строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Наиболее развернуто данная концепция была применена в США в 1980-е гг. (хотя и не в полной мере) и результаты такой политики были впечатляющие: снижение инфляции и безработицы, устойчи­вый рост экономики. Хотя при этом нельзя отрицать существования и других факторов роста в этот период.

Все изложенное выше относится к так называемой активной ан­тиинфляционной политике. В противовес ей существует адаптивная политика, то есть политика приспособления к условиям, направленная на смягчение ее отрицательных последствий.

Адаптивная политика:

    индексация;

    соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.

Индексация, то есть изменение номинальных денежных выплат, имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции толь­ко по той причине, что распространяется на получателей фиксирован­ных доходов, то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции. Кроме того, если индексация достаточно тесно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. К отрицательным моментам индексации следует отнести ее влияние на сдерживание корректировки относительных цен, и если инфляция вызвана изменениями в структуре предложения, то индек­сация может стать причиной инфляционной спирали (как это имело место в Израиле во время нефтяного шока 70-х гг.).

К адаптивным мерам можно отнести и уже упоминавшуюся поли­тику «доходы - цены». По форме указанная политика направлена на устранение причин инфляции, но, как уже было сказано, она практи­чески никогда не достигает результатов.

Негативные социально-экономические последствия высокой инфляции вынуждают правительства осуществлять меры по государственному регулированию экономики.

Определение 1

Антиинфляционная политика представляет собой комплекс механизмов и мер по государственному регулированию экономики, которые направлены на борьбу с инфляцией.

Весь комплекс мер можно подразделить на две основные категории. Первая из них – это антиинфляционная стратегия, которая включает методы и цели, ориентированные на долгосрочную перспективу. Вторая – антиинфляционная тактика, которая содержит набор механизмов и мер, ориентированных на краткосрочный результат.

Антиинфляционная стратегия и тактика

Антиинфляционная стратегия, как уже говорилось, состоит из механизмов долгосрочного действия, а потому их эффект экономическая система ощущает далеко не сразу, а лишь по истечении довольно продолжительного периода времени.

Первоочередное значение в антиинфляционной стратегии отводится снижению инфляционных ожиданий. Этого можно достичь посредством реализации двух основных наборов методов:

  • во-первых, через всемерное укрепление механизмов рынка;
  • во-вторых, через формирование и реализацию курса на борьбу с неуправляемой инфляцией, а также на повышение доверия населения к финансовой системе страны и к национальной денежной единице, в частности.

Следующим важным компонентом антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, целью которой является регулирование прироста монетарной массы в экономике.

Третий важный компонент антиинфляционной стратегии – это бюджетная политика. Основной ее целью является принятие и исполнение бездефицитного и сбалансированного бюджета.

Замечание 1

Еще одной важнейшей составляющей антиинфляционной стратегии является защита экономики от внешних инфляционных воздействий (или, как еще говорят, политика ограничения импорта инфляции). Основные инструменты реализации данной типа политики – это регулирование валютного курса, а также платежного баланса.

Антиинфляционная тактика представляет собой совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, которые рассчитаны не на устранение глубинных причин инфляции, а на краткосрочный, однако достаточно сильный эффект.

Методы антиинфляционной тактики дают возможность резко нарастить предложение без соответствующего роста спроса; способствуют резкому снижению текущего спроса без адекватного падения предложения.

Основные методы антиинфляционной политики

В зависимости от теоретических основ осуществляемой государством антиинфляционной политики можно выделить три относительно самостоятельных блока:

  • дефляционная политика;
  • политика доходов;
  • политика валютного курса.

Замечание 2

Суть дефляционной политики состоит в ограничении денежного спроса через кредитно-денежный (монетарный) и налоговый (фискальный) механизм. Основной специфической особенностью дефляционной политики можно считать то, что ради снижения инфляции приходится идти на, пусть даже и относительно краткосрочное, но все же замедление темпов экономического роста.

Важнейшим элементом дефляционной политики является ограничение денежного предложения в экономике, в первую очередь, через установление лимитов ее ежегодного прироста. Введение монетарных ограничений как правило реализуется посредством комплекса мер, находящихся в распоряжении Центрального банка страны. Одна из этих мер – регулирование величины учетной ставки. Рост ставки способствует снижению денежного предложения в экономике. Негативной стороной такой меры можно считать рост процентных ставок коммерческих банков. Это делает кредитные ресурсы более дорогими, что оказывает крайне негативное влияние на деловую активность.

Следующий, пожалуй, еще более жесткий инструмент антиинфляционной политики Центрального банка, направленный на ограничение прироста монетарной массы – это норма обязательных резервов. В соответствии с ней рассчитывается объем денежных ресурсов, который любой коммерческий банк не имеет права давать в кредит, и, следовательно, обязан временно держать на специальном счете в Центральном банке страны. Таким образом, регулируется совокупный объем кредитов, который коммерческие банки могут предоставить своим клиентам.

Третий антиинфляционный инструмент – операции на открытом рынке (продажа и покупка государственных ценных бумаг Центральным банком на финансовом рынке) в целях регулирования объема денежного предложения. Так, продавая государственные ценные бумаги, регулятор сокращает объем монетарной массы в экономике и наоборот, покупая – расширяет денежное предложение.

Как метод антиинфляционной тактики, политика доходов делает акцент на контроле над заработной платой и ценами. Данная политика применяется тогда, когда в основе инфляции лежат необоснованно высокие, быстрорастущие издержки производства. Основной акцент политика доходов делает на достижении ценовой стабильности, а среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно применяются следующие:

  1. Целенаправленное и продолжительное регулирование государством цен на отдельные товары и услуги, чаще всего производимые естественными монополиями и/или олигополиями.
  2. Добровольное регулирование доходов. В данном случае государство способствует достижению консенсуса между трудящимися и работодателями по поводу размеров оплаты труда, а также достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений на всех уровнях (в рамках предприятия, отраслевом и национальном).

Политика валютного курса собой представляет комплекс мер, которые направлены на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Основными антиинфляционными мероприятиями в контексте данного типа политики являются:

  • масштабное разъяснение посредством СМИ намеченной антиинфляционной стратегии с целью максимального доверия общества к финансовой системе и политике государства;
  • создание специального стабилизационного фонда для поддержания национальной валюты посредством проведения интервенций, а также для сглаживания циклический колебаний экономической конъюнктуры;
  • введение фиксированного обменного курса, а также ограничений в валютной и внешнеэкономической сферах;
  • стимулирование экспорта и ограничение импорта (посредством квот, таможенных пошлин, лицензирования, а также политика импортозамещения), что способствует укреплению курса национальной валюты.

Замечание 3

По мере стабилизации среднего уровня цен и наращивания объема золотовалютных резервов вышеперечисленные временно введенные ограничения постепенно снимаются.

Иные методы антиинфляционной политики

Помимо вышеперечисленного, в отдельную группу можно отнести институциональные методы антиинфляционной политики и денежную реформу.

К институциональным относятся методы, формирующие основные предпосылки и общие условия для осуществления эффективной антиинфляционной политики. Другими словами, институциональная политика направлена на формирование и укрепление институтов рынка. Так, эффективно функционирующий и развитый, современный рыночный механизм создает мощные стимулы для расширения предложения экономических благ на рынке, способствует значительному улучшению инвестиционного климата, развитию финансового рынка. Такая высокоэффективная и стабильная институциональная среда представляет собой благодатную почву для успешной реализации антиинфляционных мер.

Суть денежной реформы состоит в изъятии из обращения и последующей замены обесцененных инфляцией денег на новые. В зависимости от особенностей антиинфляционной стратегии государства, денежная реформа может выступать, либо начальным, либо конечным этапом. Стоит подчеркнуть, что любая денежная реформа может доказать свою эффективность лишь в тесной взаимосвязи с другими мероприятиями, направленными на развитие и улучшение институциональной среды и либерализацию экономики.

Замечание 4

Стоит напоследок отметить, что в современных условиях «искоренить» инфляцию вряд ли возможно, да и пытаться делать этого не стоит, поскольку рыночная экономика по своей сути является инфляционной. Основная задача антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы сделать инфляцию умеренной, прогнозируемой и управляемой.